Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в 2014 году учредила специальный день, посвященный охране здоровья уха и слуха. Ежегодно 3 марта отмечается Международный день охраны здоровья уха и слуха (International Day for Ear and Hearing). В этом году он пройдет под лозунгом «Слышать всегда!».
В этот день медицинские и волонтерские организации в разных странах должны проводить мероприятия, направленные на то, чтобы повышать осведомленность населения о возможных проблемах, связанных со слухом.
На сегодняшний день потеря слуха считается самой распространенной сенсорной формой инвалидности в мире. По данным ВОЗ, от глухоты и нарушений слуха страдают примерно 466 млн. человек, из них 34 млн. – детей.
Основными причинами глухоты и тугоухости (неполной потери слуха) называют генетические нарушения, хронические инфекции уха, ряд заболеваний: краснуха, корь, свинка, менингит, — а также воздействие некоторых лекарственных препаратов и вредных факторов окружающей среды, в первую очередь, шума.
По мнению медиков, около половины всех случаев глухоты и прочих нарушений слуха можно предотвратить, устранив причины их развития. В числе превентивных мер чаще всего называют иммунизацию населения, охрану здоровья матери и ребенка, обеспечение гигиены труда.
Кроме того, врачи дают советы родителям. В частности, рекомендуется следить, чтобы в уши ребенка не попадала грязная вода, не шлепать ребенка, особенно по ушам, обучать детей не вставлять в уши посторонние предметы, а в случае каких-либо тревожных симптомов немедленно обращаться в больницу.
По оценкам ВОЗ, 1,1 миллиарда молодых людей в мире могут быть подвержены риску потери слуха из-за небезопасной практики слушания. Более 43 миллионов человек в возрасте 12-35 лет по разным причинам имеют потерю слуха, приводящую к инвалидности.
Число больных с нарушением слуха в Российской Федерации более 15 млн. человек, дети – более 1 млн. Из 1000 новорожденных 1 ребенок рождается с тотальной глухотой, кроме того, в течение первых 2-3 лет жизни теряют слух еще 3-4 ребенка. Вопрос реабилитации пациентов с ограниченными возможностями по слуху, в частности слуховой имплантации, в настоящее время является актуальным.
В Чувашской Республике создана единая система оказания специализированной сурдологической помощи детям и подросткам с нарушением слуха. Детский сурдологический кабинет открыт в 1986 году на базе Республиканской детской клинической больницы, где развернуто и отделение оториноларингологии и челюстно-лицевой хирургии. С 2002 года сурдологический кабинет является специализированным центром диагностики и лечения детей и подростков до 18 лет с расстройствами слуха, а так же с нарушением речи, обусловленным понижением слуха.
Основной задачей сурдологического центра является раннее выявление нарушений слуха с периода новорожденности, квалифицированное обследование и комплексная реабилитация детей с нарушением слуха. Своевременный и правильный подбор индивидуального слухового аппарата дает возможность, как можно раньше, формировать речь у неслышащего ребенка и предупредить задержку интеллектуального развития.
С целью своевременного выявления нарушений слуха с 2009 года по программе аудиологического скрининга детей первого года жизни в сурдологическом центре проводится углубленное диагностическое обследование органов слуха с исследованием среднего уха, различных классов отоакустической эмиссии, динамическое наблюдение и индивидуальные реабилитационные занятия по развитию речи с детьми первого года жизни с выявленными нарушениями слуха. Внедрение данной методики дает возможность раннего выявления нарушений слуха у ребенка и проведение индивдуальных реабилитационных занятий по развитию речи с 3 месячного возраста, своевременного подхода к отбору детей на кохлеарную имплантацию с годовалого возраста и последующее психоречевое развитие ребенка.
Проводимая схема ранней диагностики нарушений слуха у детей полностью соответствует схеме программы профилактики глухоты и нарушений слуха, предлагаемой Всемирной организацией здравоохранения.
Самым перспективным направлением реабилитации детей с большими потерями слуха и их интеграции в среду слышащих является операция – кохлеарная имплантация. В нашей республике оказана высокотехнологическая медицинская помощь - с 2008 года проведена кохлеарная имплантация 69 детям, начиная с годовалого возраста с положительной динамикой в развитии слухового восприятия и развитие речи у пациентов, из них 5 детям кохлеарная имплантация проведена на оба уха, т. е. бинауральная кохлеарная имплантация.
Кохлеарная имплантация – это комплексный метод реабилитации, направленный на полноценную социальную адаптацию ребенка и взрослого с тотальной глухотой и выраженной степенью сенсоневральной тугоухости. Для ребенка с тяжелой потерей слуха (глухота, IV степень нейросенсорной тугоухости) использование современных слуховых аппаратов не всегда высокоэффективно.
Все дети, нуждающиеся в слухопротезировании, обеспечены современными индивидуальными слуховыми аппаратами. За последние годы расширились возможности проведения слухопротезирования детей с нейросенсорной патологией современными слуховыми аппаратами, в том числе и детей первого года жизни. Это в свою очередь позволяет приступить к реабилитационным занятиям в кабинете сурдопедагога с детьми раннего возраста, подготовить их к посещению в организованный коллектив, к обучению
Сурдологический центр работает в тесной связи Российским научно-практическим центром аудиологии и слухопротезирования г.Москва, НКЦ оториноларингологии ФМБА России г.Москва, Санкт Петербургским НИИ уха, горла, носа и речи, Российским обществом аудиологов.
Ежегодно специализированную сурдологическую помощь в специализированном центре получают 1800 детей и подростков.
На диспансерном учете в сурдологическом кабинете состоит на 1 января 2020 года 537 детей и подростков до 18 летнего возраста, из них 209 дети инвалиды.
Основная задача приостановить нарушение слуха и речи у таких пациентов, регулярно проводить противорецидивирующее лечение и реабилитационные занятия, тем самым уменьшить количество инвалидов по слуху.
Все дети, нуждающиеся в слухопротезировании обеспечены в 100% современными индивидуальными цифровыми программируемыми многоканальными слуховыми аппаратами, 81% детей нуждающихся в бинауральном слухопротезировании, имеют слуховые аппараты на оба уха.